The method of starvation in Nikolaev

The method of starvation, developed by Nikolayev, is a classic method of fasting, but it also has some peculiarities.

The basis of medical practice was fasting of medium terms - up to 20-21 day, less often than a longer period. This is due primarily to the fact that the treatment was carried out in a hospital, where longer periods are simply unacceptable for a number of reasons, although the clinic used fasting for longer periods. During such starvation, the patient is under the constant supervision of doctors and in the circle of like-minded people. On the one hand - the constant observation of physicians helps to avoid complications during fasting, on the other - it reduces its own responsibility for its condition. Communication with like-minded people allows you to more closely treat the method of starvation, it is better to understand it and take treatment.

Another feature is a series of additional procedures that enhance the curative effect of starvation:

- daily enemas;

- regular walks in the fresh air for at least several hours a day;

- use of broth of wild rose during fasting;

- physio procedures;

- massage and self-massage;

- water procedures.

All this allows, even using fasting medium-term, to achieve good results in a number of diseases. Here is how the method of fasting and regenerative nutrition describes Yu.S. Mykolayiv:

"Here is a brief summary of what I believe everyone should know, who wants to be treated with dosed starvation, because the first conditions for the success of the method are sufficient awareness of the patient and the absence of fear of this type of therapy ...

At admission the patient first of all undergoes a detailed examination, including a therapist, neuropathologist and a number of other specialists. They make biochemical analyzes of blood, urine, feces, take an electrocardiogram, an electroencephalogram, measure blood pressure, pulse, determine weight, etc. Then the patient is invited for an interview, which, together with him, determines the expected duration of fasting - it depends on the age, characteristics of the disease, survey indicators. The usual course of fasting 25 - 30 days, and only in rare cases 35 - 40 days. In total, for the entire period of fasting, patients lose weight, as we already know, on average 12 - 18% of the initial weight.

So, a decisive step has been taken - the patient psychologically adjusted to starvation. Now physical preparation begins. First of all - an unpleasant procedure for cleansing the intestines with a large dose of bitter salt at lunch hours, and from that time, stopping any food, as well as the use of all medications.

The morning of the first day begins with a cleansing enema. It would seem that the laxative and enema should remove all waste from the stomach and intestines. It turns out, no. During the entire period of fasting, the patient is given an enema every day and removes waste from the body every day. This is usually very surprising to patients, but we already know that from the moment of spontaneous secretion in an organism that has switched to endogenous nutrition, the assimilation of own resources and the formation of feces similar to the original feces of newborns take place.

The following procedures are a bath and massage. The massage is done in a special way, called "pressing", in which skin hyperemia is achieved, especially in the spine, thoracic and cervical regions. Do you remember Pushkin's description of the famous Tiflis baths, where the bathhouse attendant literally "dances" on his client? Something similar happens with a pressing massage.

Massage and bath (or shower) are over, now you can "have breakfast". Patients drink the briar infusion. Then the minutes 20-30 rest and go for a walk. In the winter, they should be very warmly dressed, as during the fasting period there is an increased chilliness. During the walk, patients perform a complex of respiratory exercises. The walk continues until 13-14 hours, then "lunch". This is the same broth of wild rose or just water, and in some cases, "Borjomi". In the summer, when it's hot, the sick usually take a bottle of water with them for a walk, to which from time to time they are "attached." In a day, they usually drink 1,5-2 liters of water, although the amount is not limited.

In a day, patients receive physiotherapy procedures as prescribed by the doctor, taking into account the concomitant chronic somatic diseases (UHF, diathermy, Charcot's shower, pearl baths, etc.).

All free from sleep, procedures and walking time is important to take sick with occupational therapy, reading, board games. Here individual inclinations appear - some enthusiastically play chess, others read, paint, embroider. Evening watches are happily held behind the TV, young people are dancing.

Evening tea is served by the same broth of wild rose. At night, patients again drink, brush their teeth, caress the throat (mouth hygiene is very important in the period of fasting). They sleep as much as possible with maximum ventilation, but the heat is covered. In the last days of fasting, when the chilliness increases, for the night the patients are put warmers.

Such a regime of the day is observed throughout the entire period of fasting, and, what surprises people who are not familiar with the conduct of our treatment, the patients do not weaken, do not seek to lie. On the contrary, by the end of the term they often display more energy than at the beginning of fasting.

Usually in the first 3-5 days of fasting, the appetite disappears in patients, all natural conditioned conditioned reflexes fade. They are no longer irritated by the smell of food, the sound of cymbals. However, memories of food remain constantly, especially if patients are not distracted from thoughts about food. And here the installation of the patient for treatment and the trust in the treating doctor are of great importance.

Doctors help, their assignments are performed by nurses. Vigilant supervision, clarification, constant sympathy, and sometimes just kind advice are very much needed by our patients. Patients fall into unusual conditions - they have to abandon such a customary act as eating. Even pills for insomnia, valerian drops, goodies (sweets, cookies), that is, what is allowed in any hospital, we are not allowed. No matter how much the doctor explains the details of the method to the patient - there may be confusion, misunderstanding, additional questions. And then the nurse comes to the rescue. A great psychotherapeutic importance is also the contact of patients with those who have been helped by starvation treatment, reading books on this issue.

Clinical indicators of the completion of curative fasting are the appearance of appetite and fresh complexion, cleansing of the tongue from plaque, the disappearance of bad breath and almost complete cessation of feces after enema. However, sometimes, for a number of reasons, it is necessary to start feeding patients before the appearance of these indicators. But still the results of treatment remain positive.

No matter how painlessly and successfully the process of starvation proceeded, the transition to restoration is always perceived as a triumphant victory, as a holiday. Juices, fruits, uncomplicated food after fasting seem especially tasty. In the dining room we are always lively, cheerful.

The correctness of carrying out the recovery period has no less, if not more, value than fasting, and here it is necessary to constantly monitor the doctor and a well-developed individual diet therapy.

The way out of starvation is carried out according to the following scheme:

1. Juices (carrot, grape, apple) on 1 day are used diluted in half with water; in 2-th - undiluted; 4-5 day - fruits and carrots - in a grated kind; on 6-7-th day - porridge-porridge - buckwheat, millet, rice, "Hercules" (they are recommended thoroughly and very long chew).

2. The juice should be drunk in small sips; "chew" it, savor it, mixing it with saliva, which is very important.

3. The diet from 10 on 30-th day can be varied depending on the availability of products, adhering to vegetable and milk nutrition with the maximum content of vitamins and mineral salts.

4. In the absence of fresh fruits and vegetables, they can be replaced by an appropriate amount of canned or dried, but they need to be chewed even more carefully. It is advisable to increase walks in the fresh air.

5. Instead of kefir it is permissible to use any lactic acid products.

6. Ingredients of vinaigrette for a portion of 500 g (it is divided into two equal parts): boiled potatoes - 250 g, carrot crude tertaya - 100 g, beetroot cooked - 80 g, cabbage crude - 50 g, vegetable oil - 15 g, onion - 5 in

In a salad it is allowed to add a teaspoon of lemon juice.

In the table below, an approximate diet of the recovery period with RTD is given. This is a general scheme. However, in many cases (depending on the nature of the disease, the condition of the patient, his individual characteristics), it is required to depart from the scheme. Here there are various options. So, for example, if stomach ulcer or 12-duodenal ulcer often begins to recover not from juice, but from liquid, strained, mucous broth of oatmeal, "oatmeal" or buckwheat, gradually, day by day, increasing the concentration (density) of porridge. Sometimes the recovery can begin with whey from under fresh yogurt. Such a modification in some cases is also indicated for patients with allergic diseases - bronchial asthma, eczema, and diabetes mellitus, depending on the severity of the disease.

Use vegetable oil, especially the sick gastritis, with increased or decreased acidity, as well as suffering from ulcerative colitis should be carefully. However, for almost all diseases, it is necessary, if possible, to adhere to a diet with the maximum content of natural plant products. Animal proteins, including dairy, are usually introduced into the diet from the second week.

Cooking salt is completely excluded from food for the entire recovery period, because at this time it can cause exchange disturbances and swelling. It is also absolutely unacceptable to eat meat, meat products, mushrooms, eggs. And, of course, alcohol and smoking, strong tea and coffee are absolutely forbidden. You should avoid roasting. All these crispy brown crusts (fried meat, fish, potatoes, etc.) are delicious, but they are very hard to learn and even more difficult to distinguish. After all, they firmly remind plastic of their firmness, there are no such nutrients in nature, this is the invention of the man of the era of civilization. It is as a result of the abuse of fried, there are blockages of blood vessels, capillaries, varicose veins, and then thrombophlebitis. Some gourmets are so used to roasting everything-porridge, eggs, potatoes, sausages, etc.-that they can not eat simple food any more. These people usually gain considerable excess weight, quickly grow bald, suffer from constipation, high or low blood pressure and other numerous disorders.

For all that is harmful in normal conditions for the body - harmful triple the first months after the course of the RDT. Reserve, dear readers, patience, willpower, if you want to get from RDT only good.

The recovery period continues as long as abstinence from food lasted. Patients are recommended to follow the vegetable-milk diet with the maximum consumption of raw vegetables and fruits and in the future: in addition to the large content of vitamins and mineral salts, it provides the alkaline reaction of blood necessary for normal life of the body.

The daily routine of the patient during the recovery period remains approximately the same (walks, physiotherapy procedures, occupational therapy, active rest). Only in the very first days, some patients experience weakness, they develop an unstable mood, and they spend most of their time in bed. "
Yu. S. Nikolaev, EI Nilov, VG Cherkasov "Starvation for health" - / zip-280 KB /

Chinese (Traditional)EnglishFrenchGermanitalianpolishportugueserussianEspañol

Методика голодания по Николаеву

Методика голодания, разработанная Николаевым, является классической методикой проведения голодания, однако и она имеет некоторые особенности.

Основу лечебной практики составляли голодания средних сроков – до 20-21 дня, реже более длительного срока. Это связано прежде всего с тем, что лечение проводилось в условиях стационара, где более длительные сроки просто неприемлемы по ряду причин, хотя в клинике и использовались голодания более длительных сроков. Во время таких голоданий больной находится под постоянным наблюдением врачей и в кругу единомышленников. С одной стороны – постоянное наблюдения медиков позволяет избежать осложнений во время голодания, с другой – уменьшается собственная ответственность за свое состояние. Общение с единомышленниками позволяет более внимательно отнестись к методике голодания, лучше ее понять и принять лечение.

Еще одна особенность – это проведение рядя дополнительных процедур, которые усиливают лечебный эффект голодания:

- ежедневные клизмы;

- регулярные прогулки на свежем воздухе не менее нескольких часов в день;

- употребление отвара шиповника во время голодания;

- физио процедуры;

- массаж и самомассаж;

- водные процедуры.

Все это позволяет, даже используя голодания средних сроков, достичь хороших результатов при ряде заболеваний. Вот как описывает методику голодания и восстановительного питания Ю.С. Николаев:

«Вот вкратце то, что, я считаю, должен знать каждый, кто хочет лечиться дозированным голоданием, ибо первыми условиями успешности метода являются достаточная осведомленность больного и отсутствие страха перед этим видом терапии...

При поступлении пациент прежде всего проходит детальное обследование, в том числе терапевтом, невропатологом и рядом других специалистов. Делают биохимические анализы крови, мочи, кала, снимают электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, измеряют кровяное давление, пульс, определяют вес и т. д. Затем больного приглашают на собеседование, на котором, совместно с ним, определяется предполагаемый срок голодания - он зависит от возраста, особенностей заболевания, показателей обследования. Обычный курс голодания 25 - 30 дней, и лишь в редких случаях 35 - 40 дней. В общей сложности за весь период голодания больные теряют в весе, как мы уже знаем, в среднем 12 - 18% от первоначального веса.

Итак, решительный шаг сделан - больной психологически настроился на голодание. Теперь начинается подготовка физическая. Прежде всего - неприятная процедура очищения кишечника большой дозой горькой соли в обеденные часы, и с этого времени прекращается прием какой-либо пищи, а также применение всех медикаментов.

Утро первого дня начинается с очистительной клизмы. Казалось бы, слабительное и клизма должны удалить из желудка и кишечника все отходы. Оказывается, нет. В течение всего периода голодания больному ежедневно ставят клизму и ежедневно она выводит из организма отходы. Это обычно очень удивляет больных, но мы уже знаем, что с момента наступления спонтанной секреции в организме, перешедшем на эндогенное питание, происходит усвоение собственных ресурсов и образование кала, подобного первородному калу новорожденных.

Следующими процедурами являются ванна и массаж. Массаж проводится особый -так называемый "давящий", при котором достигается гиперемия кожи, особенно в области позвоночников, его грудного и шейного отделов. Помните ли вы описание Пушкиным знаменитых тифлисских бань, где банщик буквально "танцует" на своем клиенте? Нечто подобное происходит и при давящем массаже.

Массаж и ванна (или душ) окончены, теперь можно и "позавтракать". Больные пьют настой шиповника. Затем минут 20-30 отдыхают и отправляются на прогулку. В зимнее время они должны быть очень тепло одеты, так как в период голодания ощущается повышенная зябкость. На прогулке больные проводят комплекс дыхательных гимнастических упражнении. Прогулка продолжается до 13-14 часов, затем "обед". Это тот же отвар шиповника или просто вода, а в некоторых случаях "боржоми". Летом, когда жарко, больные обычно и на прогулку берут с собой бутылочку с водой, к которой время от времени "прикладываются". Всего за день они, как правило, выпивают 1,5-2 литра воды, хотя количество ее не ограничивается.

Через день больные получают физиотерапевтические процедуры по назначению врача, с учетом сопутствующих хронических соматических заболеваний (УВЧ, диатермия, душ Шарко, жемчужные ванны и т. п.).

Все свободное от сна, процедур и прогулки время важно занять больных трудотерапией, чтением, настольными играми. Тут уж проявляются индивидуальные склонности - одни с увлечением играют в шахматы, другие читают, рисуют, вышивают. Вечерние часы охотно проводятся за телевизором, молодежь танцует.

Вечерним чаем служит тот же отвар шиповника. На ночь больные опять пьют, чистят зубы, поласкают горло (гигиена рта очень важна в период голодания). Спят они по возможности при максимальной вентиляции, но тепло укрытые. В последние дни голодания, когда зябкость увеличивается, на ночь больным кладут грелки.

Такой режим дня соблюдается весь период голодания, и, что удивляет людей, не знакомых с проведением нашего лечения, больные не слабеют, не стремятся лежать. Даже наоборот, к концу срока они проявляют зачастую большую энергию, чем в начале голодания.

Обычно в первые 3-5 дней голодания у пациентов исчезает аппетит, затухают все натуральные пищевые условные рефлексы. Их уже не раздражает запах пищи, звон тарелок. Однако воспоминания о еде остаются постоянно, особенно если больные не отвлекаются от мыслей о пище. И здесь большое значение имеют установка больного на лечение и доверие к лечащему врачу.

Помогают врачам, выполняют их назначения медицинские сестры. Неусыпный надзор, разъяснение, неизменное сочувствие, а иногда просто добрый совет очень нужны лечащимся у нас. Больные попадают в необычные условия - им приходится отказаться от такого привычного акта, как прием пищи. Даже таблетки от бессонницы, валериановые капли, лакомства (конфеты, печенье), т. е. то, что разрешается в любой больнице, у нас не допускаются. Сколько бы врач ни объяснял больному подробности метода - могут возникнуть недоумение, недопонимание, дополнительные вопросы. И тут на помощь приходит медсестра. Большое психотерапевтическое значение имеет также контакт больных с теми, кому помогло лечение голоданием, чтение книг по этому вопросу.

Клиническими показателями завершения лечебного голодания являются возникновение аппетита и свежего цвета лица, очищение языка от налета, исчезновение неприятного запаха изо рта и почти полное прекращение выделения кала после клизмы. Однако иногда, по целому ряду обстоятельств, приходится начинать кормить больных раньше появления этих показателей. Но все же результаты лечения остаются положительными.

Как бы безболезненно и удачно ни протекал процесс голодания, переход к восстановлению всегда воспринимается как одержанная победа, как праздник. Соки, фрукты, необременительная пища после голодания кажутся особенно вкусными. В столовой у нас всегда оживленно, весело.

Правильность проведения восстановительного периода имеет не меньшее, если не большее, значение, чем голодание, и тут необходимо постоянное наблюдение врача и хорошо разработанная индивидуальная диетотерапия.

 

Выход из голодания осуществляется по следующей схеме:

1. Соки (морковный, виноградный, яблочный) в 1-й день употребляются разведенные пополам с водой; во 2-й - неразбавленные; 4-5-й день - фрукты и морковь - в протертом виде; на 6-7-й день - каши-размазни - гречневая, пшенная, рисовая, "геркулес" (их рекомендуется тщательно и очень долго жевать).

2. Сок следует пить маленькими глотками; "жевать" его, смаковать, смешивая со слюной, что очень важно.

3. Диету с 10-го по 30-й день можно варьировать в зависимости от наличия продуктов, придерживаясь растительно-молочного питания с максимальным содержанием витаминов и минеральных солей.

4. При отсутствии свежих фруктов и овощей их можно заменить соответствующим количеством консервированных или сушеных, но при этом жевать их необходимо еще тщательнее. Желательно увеличить прогулки на свежем воздухе.

5. Вместо кефира допустимо употреблять любые молочнокислые продукты.

6. Состав винегрета на порцию 500 г (ее делят па две равные части): картофель вареный - 250 г, морковь сырая тертая - 100 г, свекла вареная - 80 г, капуста сырая - 50 г, масло растительное - 15 г, лук репчатый - 5 г.

В винегрет разрешается добавить чайную ложку лимонного сока.

В приведенной таблице дана примерная диета восстановительного периода при РДТ. Это общая схема. Однако во многих случаях (в зависимости от характера заболевания, состояния больного, его индивидуальных особенностей) требуется отойти от схемы. Тут возможны различные варианты. Так, например, при язвенной болезни желудка или 12-перстной кишки часто приходится начинать восстановление не с сока, а с жидкого, процеженного, слизистого отвара овсянки, "геркулеса" или гречки, постепенно, день за днем, повышая концентрацию (густоту) каши. Иногда восстановление можно начинать с сыворотки из-под свежей простокваши. Такая модификация в некоторых случаях бывает показана и больным аллергическими заболеваниями - бронхиальной астмой, экземой, а также при сахарном диабете, в зависимости от тяжести заболевания.

Употреблять растительное масло, особенно больным гастритом, с повышенной или пониженной кислотностью, а также страдающим язвенным колитом следует осторожно. Однако почти при всех заболеваниях нужно по возможности придерживаться диеты с максимальным содержанием натуральных растительных продуктов. Животные белки, в том числе молочные, обычно вводятся в рацион со второй недели.

Поваренная соль полностью исключается из пищи на весь восстановительный период, так как в это время она может вызвать нарушение обмена и отечность. Совершенно недопустимо также употребление мяса, мясных продуктов, грибов, яиц. И, конечно, абсолютно запрещены алкоголь и курение, крепкий чай и кофе. Следует избегать жареного. Все эти хрустящие корочки коричневого цвета (жареное мясо, рыба, картофель и т. п.) бывают вкусны, но их очень трудно усвоить и еще труднее выделить. Ведь они своей твердостью напоминают пластмассу, в природе подобных питательных веществ нет, это - изобретение человека эпохи цивилизации. Именно в результате злоупотребления жареным возникают закупорки кровеносных сосудов, капилляров, варикозное расширение вен, а затем и тромбофлебит. Некоторые гурманы настолько привыкают все зажаривать - каши, яйца, картофель, колбасу и пр.,- что уже не могут есть простую пищу. Именно такие люди обычно набирают значительный избыточный вес, быстро лысеют, страдают от запоров, повышенного или пониженного кровяного давления и других многочисленных расстройств.

По все, что вредно в обычных условиях для организма, - вредно втройне первые месяцы после курса РДТ. Запасайтесь, дорогие читатели, терпением, силой воли, если хотите получить от РДТ только благо.

Восстановительный период продолжается столько же, сколько длилось воздержание от пищи. Больным рекомендуется соблюдать растительно-молочную диету с максимальным употреблением сырых овощей и фруктов и в дальнейшем: помимо большого содержания витаминов и минеральных солей, она обеспечивает необходимую для нормальной жизни организма щелочную реакцию крови.

Распорядок дня больного в период восстановления остается примерно тем же (прогулки, физиотерапевтические процедуры, трудотерапия, активный отдых). Только в самые первые дни некоторые больные испытывают слабость, у них появляется неустойчивое настроение, и они проводят большую часть времени в постели.»
Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов, В. Г. Черкасов "Голодание ради здоровья" - /zip-280 KB/